Обзор фестивальных показов «Я могу ошибаться, но..»

1 июля 2016 г. 13:03:56

Тема «Я могу ошибаться, но» по замыслу художественного руководителя имела продолжение - « … у меня есть мнение».

9 абсолютно разных показов , которые студии готовили в течение года, посвящены экзистенциальным вопросам, проблемам взросления личности, иллюзиям и мечтам целой эпохи, осознанию собственной гениальности, поиску себя и своего круга в этом мире. Предлагаем вам краткий обзор постановок, которые увидел фестиваль.

В своей постановке «Я могу ошибаться, но это мой день» студийцы из Тольятти рисуют обычные школьные будни. Уроки, изучение Пушкина, двойки по немецкому...

Проблемы главных героев кажутся наивными: большие уши, кривые зубы и неидеальная фигура. Но постепенно, наблюдая за ходом истории, зрители понимают, что ребят волнуют серьезные вопросы. Дружба и непонимание, одиночество и любовь, мечты и действительность.

Студийцам удалось раскрыть и украсить трогательную историю яркими хореографическими номерами. Особенно запомнились танец влюбленных с перчатками и ожившая фотография преподавателей, наказывающая двоечника.

Прелесть показа в том, что каждый зритель смог ненадолго окунуться в свои детские переживания и, улыбнувшись, вспомнить проблемы, которые когда-то казались такими серьезными.

Спектакль «Ювенильное море», поставленный художественным руководителем воронежской студии – заслуженным артистом России Александром Новиковым по произведению Андрея Платонова, отражает амбивалентную картину эпохи строителей коммунизма – мечты и утопии о великом будущем, и скотская механическая реальность, убивающий, перемалывающий личность мясокомбинат.

5JiksjBf12s.jpg

В спектакле выстроены очень емкие и точные образы бесцветной покорной толпы и психоделическая пластика, отражающая безысходную, лишенную смысла жизнь эпохи социализма.

Человек становится безвольным механизмом, смерть которого не вызывает слез у его истязателя. Толпа идет за тем, кто многообещающе взывает с трибуны. В цене только дисциплина, а не фантазия и ум. Все эти моменты доведены в спектакле до такого абсурда, что сложно поверить в их возможную реальность.

Среди трудящихся на мясосовхозе выделяются лишь главные герои – Николай и Надежда, не потерявшие желания понимать окружающую действительность и преобразовывать мир. И пусть эти персонажи лишь мечтатели, которые верят, что светлое будущее возможно под знаменем коммунизма. Они действительно вызывают сочувствие и переживание зрителей. Даже несмотря на то, что теперь мы осознаем, какой ошибкой была идея коммунистической утопии, на долгое время захватившая умы граждан нашей страны.

В своем показе «Возможно, мы ошибаемся, но папа – главный человек для ребенка» челябинская команда обратилась к теме семьи. Каждый из студийцев прочитал проникновенный монолог о своем собственном отце. Ребята примерили на себя различные придуманные роли – заводная кукла, клоун, охотник за приведением, Красная Шапочка, летчик, Снегурочка, проводница, спортсмен... Вот только переживания студийцев были настоящими, искренними, долго таившимися в сердце.

Эти истории, как веселые, так и трагичные, просто взяты из обычной жизни. Оттого они так берут за душу, заставляя зрителей покидать зал со слезами на глазах.

О взаимопонимании, гранях безумия и творчестве, об этом безумном, безумном мире рассуждали в своем показе «Я могу ошибаться, но ты сошел с ума» студийцы из Нижнего Новгорода.

В постановке скованные герои постепенно «теряли рассудок» от рутинной работы, общения с неприятными им людьми, невозможности быть правильно понятыми окружающими. Но при этом они учились говорить то, что действительно хочется, и, наконец , понимали и принимали себя настоящих.

Оригинальным получился интерактив студийцев с залом. Герои постановки задали нескольким зрителям простой вопрос: «Что для вас жизнь?», и после воспроизводили со сцены их неуверенные ответы.

082N959JYB4.jpg

Своеобразными «фишками» постановки стали оригинальная декорация с нарисованной дверью и уборщицы со щетками, которые непрестанно чистят наш больной мозг.

Нижегородцы смогли погрузить зал в атмосферу безумия и творчества, сумев при этом поставить сложные философские вопросы о смысле жизни, любви и боли, добре и зле.

Показ «Я могу ошибаться, но..» от Санкт-Петербурга включал в себя ряд философских сказок, притч и историй, большая часть из которых рассказывала о любви.

Кактус и роза, ветер и туча, два квадрата, выключатель и лампочка – такие непохожие персонажи, но всех их объединило одно сказочное чувство, неожиданно вспыхнувшее в их сердцах. Вывод каждой из новелл схож: для настоящей любви нет преград, главное быть готовым идти на уступки и принимать близкого тебе человека таким, какой он есть.

В тонкий и лиричный показ питерских студийцев органично вплелись хореографические и поэтические номера, дополненные игрой на саксофоне, качественным видеорядом и даже хоровым юмористическим исполнением оперных фрагментов.

В рамках показа «Я могу ошибаться, но..» уфимская студия представила современную интерпретацию сказки «Питер Пэн». Детский уход в мир иллюзий, подростковое бегство от реальности в исполнении уфимских ребят превратился в яркий хореографический спектакль в невероятном киберпанк стиле.
Стоит отметить, что хореография, режиссура, костюмы, звуковое сопровождение, съемка видеоряда –все ключевые составляющие спектакля - студийцы подготовили самостоятельно, без помощи педагогов.

34pRdq3-EIY.jpg

«Я могу ошибаться, но проходя мимо другого, ты проходишь мимо себя» - именно эту важную мысль в своем показе пыталась донести до зрителей студия из Новосибирска.

Главными героями постановки стали бомж, пограничник и парашютист, рассказывающие свои жизненные истории. Их объединяет одно – мечта о заветном поле с одуванчиками, где рядом оказываются любящие тебя люди.

И несмотря на то, что жизнь подчас бывает несправедлива и жестока, а детские игры неожиданно перерастают во взрослые, где ставкой становится жизнь, герои учатся находить светлые моменты в суровой действительности. Главное, замечать людей рядом, искать свою любовь и не переставать мечтать.

О том, что значит быть гением, рассуждала казанская делегация в своей постановке «Моцарт - не Моцарт». Главный герой постановки – творческий человек, постоянно пребывающий в состоянии сомнения. Моцарт в исполнении казанских студийцев пытается решить дилемму: гений – продукт собственного производства или человек, наделенный даром кем-то свыше, заложник своего таланта?

Каждый участник спектакля – Моцарт, задающийся вопросом, пробующий, испытывающий себя: да или нет, гений я или не гений?

Герой, отмеченный печатью Создателя, наделенный уникальным даром (в постановке символами гениальности стали белый парик и красные ботинки) в трактовке казанской делегации стал человеком, не принадлежащим самому себе, обреченным писать, создавать шедевры иногда даже вопреки собственной воле.

«Так что это за история – быть Моцартом? Это легко, вкусно и приблизительно +22-25 на улице? Нет, быть Моцартом – значит говорить на птичьем языке, смириться с тем, что тебя не могут понять, непрерывно сочинять-сочинять-сочинять. Быть Моцартом – болезнь, мука. Задайте себе вопрос: может быть, хорошо, что я не Моцарт?» – прокомментировал Константин Хабенский.

«Бумажный человек» - так назвала пермская студия свою постановку, в основе которой буддийский текст о человеческих заблуждениях и пороках.
В центре спектакля – идея амбивалентности человеческого существования, мысль об ошибке как неотъемлемой части всякой жизни, ее первейшем, необходимейшем условии.

Постановка собиралась по крупицам, из отдельных картин, кусочков и зарисовок. В основу легли этюды, над которыми студийцы работали с педагогами разных направлений в течение всего года. Из них и выросли образы 6 заблуждений, проходящих сквозной нитью через весь спектакль - неведение, гордыня, злость, алчность, недоверчивость, зависть. Центральный образ - бумажный человек, который становится в сценическом пространстве то альтер-эго человека на пути его исканий, то антигероем, то внутренним ребенком.

Энергия и глубина пермского спектакля позволяет каждому зрителю по-своему считывать и трактовать экзистенциальные темы, которым посвящена эта непростая постановка. Детей, которым довелось пережить развод родителей, волнует главным образом семейная история, верующие обращают внимание на молитвы и распятие бумажного человечка - каждый считает свою историю. Любое прочтение постановки имеет право на существование. И в то же время любое прочтение ошибочно.

Постановки фестиваля-2016 отражают общую тенденцию студийного движения – качественный скачок в осмыслении и творческой подачи темы, значительный рост профессионального мастерства, которое уже не вписывается в рамки понятия «самодеятельная студия». Студийное движение К. Хабенского вступает в этап, когда появляются зрелые и самодостаточные работы, достойные показов российскому и зарубежному зрителю.

Фотографии показов

Видео показов на нашем канале в Youtube

« назад к списку новостей