УФА

О студии

Первая студия открылась 1 ноября 2011 года на базе средней школы №49.

С 2013 года уфимская студия функционирует как общегородская. В ней занимается 350 детей в возрасте от 11 до 18 лет.

Педагоги – актеры и режиссеры башкирского и русского драматических театров, национального молодежного театра имени Мустая Карима и татарского театра «Нур», а также тележурналисты.

При приеме в студию дети проходят творческий кастинг.

За пять лет уфимский коллектив прошел большой творческий путь и совершил качественный прорыв. Большим событием 2015-16 гг в жизни студии стало создание собственных спектаклей.

«Ироническая сказка «ХА-ХА-ЧУ!» поставлена в формате вербатим, в котором реальные откровенные детские реплики и монологи перепроизносятся на сцене актёрами.

Спектакль, созданный на стыке современных театральных тенденций – постдраматизма и документального театра – задумывался в первую очередь как психологический тренинг подростков, позволяющий снять зажимы и комплексы, навязываемые агрессивным миром взрослым. У постановки нет режиссера, педагоги студии лишь откорректировали и обрамили театральными приемами детские монологи-откровения.

Это спектакль на разрыв мозга, – так оценивает работу своих воспитанников К. Хабенский. Я наблюдаю, как работают дети на площадке. Это не профессиональные актеры, но уровень честности нахождения на сцене и за кулисами, уровень энергетического заряда и веры в то, что они делают, зашкаливает и превышает любой уровень профессионального артиста».

Впервые работа была представлена на фестивале «Оперение-2015» в Санкт-Петербурге. Широкий зритель увидел постановку на первом детском театральном фестивале «Маршак» в Воронеже в ноябре 2015 года. В 2016 году запланированы показы спектакля во многих городах России.

На февральских гастролях в Тольятти была показана новая версия спектакля-провокации, в которой помимо студийцев и Константина Хабенского заочно участвует Данила Козловский.

Его видеовербатим посвящен трагедии отверженного героя в современном социуме. Текст Данилы Козловского также написан детьми, как и все монологи спектакля о детских страхах, ожиданиях и психологических травмах.

«Сценическая терапия как эксперимент со зрителем», – так характеризует «Ха-ха-чу» Константин Хабенский, который сам произносит в спектакле пронзительный вербатим о понимании и принятии другого человека.

Необычный детский спектакль вызывает катарсис и шок у взрослой аудитории откровением, энергетикой и экзистенциальным уровнем поднятых в постановке совсем недетских вопросов.

Пронзительная сила «Ха-ха-чу!» – искреннего послания миру взрослых и сверстников – вызвала резонанс в творческой среде. Обращение к зрителю посредством детского вербатима поддержали известные российские артисты. Помимо монолога в исполнении Данилы Козловского в дальнейшие постановки «Ха-ха-чу!» будут интегрированы вербатимы Ксении Раппопорт, Елизаветы Боярской и Михаила Трухина.

«А и Б» – это спектакль-квест в жанре пантомимы, поставленный педагогами студии. По сюжету на заброшенном чердаке, заваленном книгами, происходят сказочные события: врывается сильный ветер, раскрывает страницы, из которых рассыпаются буквы. В поисках своих книг ожившие буквы проходят через череду испытаний и находят магическое слово, которое возвращает их «домой».

Язык спектакля понятен даже маленькому зрителю, хотя постановка имеет глубокий философский смысл. Это поиск себя и смысла жизни, облеченный в форму волшебного приключения.

Спектакль был представлен в программе студийного фестиваля «Оперение» в 2014 году в Казани. Восстановленный спектакль с новыми костюмами и обновленной труппой успешно гастролирует – в феврале-марте 2016 года его увидели зрители Уфы, Тольятти и Нефтекамска.

Авторская работа 2016 года студийца Жени Леденева – экспериментальная постановка «Я умираю от любви» в Doc-формате. Документальный театр основан на событиях реальных людей. «Я умираю от любви» – не исключение. Эта история случилась с одним из актеров. Взгляд со стороны на самого себя помогает найти конструктивное решение. И действие становится лекарством. Именно поэтому главный герой в начале спектакля находится среди зрителей. Они активно помогают грустному клоуну Ене в путешествиях по пространству своей души.

«Мы не готовим детей в актеры, – говорит куратор группы Гюзель Абушахманова, – мы развиваем детей с помощью театральных технологий. Это музыка, кино, слово, пластика, хореография, вокал. Мы учим расслабляться внутренне. У современного человека большое количество страхов и, соответственно, зажимов. Мы постоянно меняемся ролями. И дети становятся нашими учителями».

Показы уфимской студии творческого развития проходят на благотворительной основе. Вырученные от продажи билетов средства направляются на поддержку программ Благотворительного Фонда Константина Хабенского, оказывающего помощь детям с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями головного мозга.